Купить кокосовый уголь в Спб: уголь для очистки самогона, воды, браги и других целей работы с активированным углем.
Экономика


Общая характеристика экономики
Турция – «новая индустриальная страна», обладает динамичной экономикой, которая представляет собой многоукладный комплекс, охватывающий и современную промышленность, и торговлю, и традиционное сельское хозяйство деревенского типа, и ремесленное производство.
Турция имеет разветвленную туристическую и транспортную инфраструктуру. Сфера услуг обеспечивает 52% ВВП.
Характерными чертами экономики являются устойчивая безработица и значительная эмиграция рабочей силы.
В стране быстро развивается частный сектор (особенно в торговле, текстильной промышленности, производстве одежды), но государство по-прежнему играет ведущую роль в основных отраслях промышленности, банковском секторе, транспорте и коммуникациях.
По оценочным данным, ВВП Турции на душу населения в 2002 г. составлял 7000 долл. По классификации Всемирного банка Турция относится к подгруппе стран со средненизкими доходами, занимает 27-е место в мире по объёму ВВП.
Около 34% общего числа занятых (около 24 млн. чел.) приходится на сельское хозяйство, 19% на промышленность и 47% на сферу услуг (2002 г).
В отраслевой структуре производства ВВП лидировали сфера услуг 66% и промышленность 21%, доля сельского хозяйства 13% (2001 г.).
В первой половине 2000 г. Турции удалось добиться заметных успехов в борьбе с инфляцией: рост оптовых цен за период с января по апрель составил 16,2%, что составляло самый низкий уровень за аналогичный период на протяжении предшествующих 13 лет. Частично достигнутая стабилизация финансового рынка была нарушена разногласиями во властных структурах, имевшими негативные последствия для социально-экономической сферы. Общество вновь утратило доверие к проводимой стабилизационной программе, курс турецкой лиры стал падать. В результате Центральный банк объявил о переходе к плавающему валютному курсу, что было открывало путь к неконтролируемой девальвации.
В рамках достигнутого с МВФ соглашения о стабилизационном кредите Турция в 2002–2004 гг. получила 16 млрд. долл. Основными направлениями ее стабилизационной программы явились сокращение государственных расходов посредством придания госфинансам более компактной и более легко контролируемой структуры.
Успехи Турции на пути финансовой стабилизации позволили правительству провести деноминацию турецкой лиры: с января 2005 г. в хождение введены купюры, номинал которых уменьшен в 1 000 000 раз.
 
Промышленность
Среди промышленных отраслей в 1990-е гг. лидировала обрабатывающая промышленность с удельным весом свыше 80%, удельный вес добывающей промышленности составлял около 5%, остальная часть приходилась на энергетику, газо- и водоснабжение.
Хотя в отраслевой структуре обрабатывающей промышленности лидерами по объёму созданной добавленной стоимости оставались пищевкусовая (13%), текстильная (12%) промышленность, нефтепереработка (12%) и химическая промышленность (11%), значительного удельного веса достигли транспортное машиностроение (7%), чёрная металлургия (5%), электромашиностроение (5%), швейная промышленность (4,5%).
Одной из важных проблем отраслевой структуры турецкой промышленности является сравнительно невысокий удельный вес отраслей, базирующихся на высоких технологиях при одновременном преобладании трудоемких и ресурсоемких отраслей.
Важным структурным сдвигом в турецкой обрабатывающей промышленности является неуклонное сокращение доли государственного сектора и укрепление позиций частного, в том числе, в результате процесса приватизации. Так, в 2003 г. на долю государства пришлось менее 4% от общего объема инвестиций в обрабатывающую промышленность.
Ежегодно добывается (млн. т): каменного угля – более 2, бурого угля – свыше 50, нефти – 2,5; стали выплавляется свыше 18 т.
Производится около 100 тыс. грузовых и около 300 тыс. легковых автомобилей.
Добывающая промышленность обеспечивает 7,2% стоимости промышленной продукции и строительства. В отрасли около 72% производства обеспечивается государственными предприятиями.
Топливное сырье – каменный уголь; магнит и нефть – идет на внутренние нужды. Добыча каменного угля ведется на Черноморском побережье. Бурый уголь добывается в шахтах в Афишине, Эльбистане, в Сейтомире, Тунчбилеке. На 80% добычу осуществляют государственные предприятия.
Добыча нефти по сравнению с объемами ее потребления недостаточна. Наиболее важный район находится в Юго-Восточной Анатолии, однако, залежи находятся в отдаленных районах, и затраты на добычу и транспортировку возрастают.
Железная руда добывается в селе Сивас и Малатья. Турция занимает видное место по добыче и запасам хромовой руды (идет на экспорт).
На территории Турции также добывается медная, марганцовая, вальфрамовая , урановая руды, а также ртуть, сера, рудабориты, фосфориты, золото и серебро.
 
Нефтеперерабатывающая и химическая промышленность
Переработку нефти осуществляют государственные заводы в Батме, Измит, Алиага в Мерсине. Добыча природного газа в стране началась в 90-е годы. Потребности в газе также удовлетворяются за счет продукции газовых заводов в Анкаре, Стамбуле, Измаиле и снижение попутных газов на перерабатывающих заводах.
Производство минеральных удобрений, в основном фосфатных и азотных находятся в районе Измира и Стамбула.
Резиновая промышленность представлена четырьмя современными заводами по производству автомобильных шин. На частных предприятиях производят покрышки и камеры мотоциклов и велосипедов. Другая отрасль – это резиновая обувь, а также резинотехнические изделия.
 
Черная и цветная металлургия
Производство черных металлов сосредоточено в трех крупных государственных предприятиях черной металлургии – Карабюкском, Эрегийском и Искендерунском комбинатах. На последнем же происходит и выплавка стали. Вместе с тем, выплавляется медь. Функционируют предприятия алюминиевой промышленности.
Машиностроительная и электротехническая промышленность получила развитие, прежде всего, за счет создания сборочных предприятий. В этой отрасли особенно активно представлено участие частного капитала. Отрасли машиностроения: сборка и производство транспортных средств, строительство железных транспортных средств, железные дороги, вагоны, холодильники, дизель-моторы. Имеются ремонтные заводы судостроение развито в Стамбуле и Измире.
На верфях строятся суда для городских и непротяженных каботажных линий, автомобильные паромы. Значительная часть оборудования и запчастей импортируется. Средне- и крупномонтажные суда Турция закупает за границей.
Станкостроение как отрасль обрабатывающей промышленности совсем недавно создано в стране. Сборка некоторых моделей токарных, фрезерных, сверлильных станков осуществляется по лицензиям западных фирм. Котельные и холодильные установки, промышленные газовые печи изготавливаются на небольших хорошо оборудованных предприятиях частных фирм. Частный сектор в сотрудничестве с иностранным капиталом производят бытовую технику – газовые печи, плиты, швейные машины, велосипеды, калориферы.
Подробнее...
 
Сельское хозяйство
В структуре сельского хозяйства лидирующей отраслью является растениеводство, обеспечивающее приблизительно 2/3 суммарного дохода отрасли, за ним следует животноводство. Площадь обрабатываемых земель превышает 28 млн. га.
Основной проблемой в землевладении остаётся сохранение большого числа мелких хозяйств, имеющих весьма низкие показатели эффективности. Поэтому для Турции весьма важным является вопрос о формах и размерах государственной поддержки аграрного сектора, которые ныне по настоятельным рекомендациям МВФ значительно меняются.
Первостепенное значение в структуре растениеводства имеет выращивание зерновых, под которые отведено около 80% посевных площадей. Основные зерновые культуры, возделываемые в Турции – пшеница и ячмень, их урожайность остается сравнительной невысокой – 19–21ц/га и 15–17 ц/га соответственно. Значительное место в структуре турецкого земледелия принадлежит выращиванию технических культур (хлопок, сахарная свекла, подсолнечник, табак, чай).
Ведущую роль играют зерновые культуры (около 82 % посевных площадей), преимущественно пшеница и ячмень. Относительно меньше значение имеют кукуруза, рожь, овес, просо, рис.
Повсеместно в Турции выращивают пшеницу, при этом преобладает яровая пшеница, и лишь в высокогорных районах с суровой зимой культивируются озимые сорта. Внедряются высокоурожайные мексиканские и российские сорта пшеницы. Часть урожая этой культуры идет на экспорт.
Ячмень – продовольственная и фуражная культура. Часть его идет на пивоварение. Основные районы производства - Центральная и Юго-Восточная Анатолия.
Кукуруза – третья по значению продовольственная и фуражная культура. Возделывается преимущественно на Черном побережье, где кукуруза основной продукт питания сельских жителей. На втором месте находится Мраморный район.
Рис, имеющий ограниченное значение в турецком земледелии, культивируется в местах с жарким климатом при искусственном орошении. Основные районы произрастания – Средиземноморский, Черноморский.
Подробнее...
 
Рыбное хозяйство
Рыболовство в Турции имеет природный потенциал для эффективного развития, поскольку страна с трех сторон омывается морями, а также располагает внутренними водоемами, озерами и водохранилищами. Однако, из-за несовершенства техники лова, отрасль остается не развитой в полной мере. Основные породы рыб: хамса, ставрида, сардина, кефаль, скумбрия, тунец. Основные породы пресноводной рыбы: сазан, форель, кефаль и т.д.
 
Лесное хозяйство
Лесное хозяйство Турции имеет многовековую историю. Во времена Османской империи леса рассматривались как дар божий и использовались только для военных нужд. Леса и кустарники занимают 25,9% всей территории страны, и по площади лесов Турция находится в Европе на 4-ом месте (после России, Швеции, Финляндии). В Турции существует три вида собственности на леса – государственная, частная и собственность общественных организаций. Однако согласно принятому в 1937 г. закону «О национализации лесов» практически все леса находятся в руках государства. Обеспеченность различных территорий лесами крайне неравномерна. Почти половина площади лесов приходится на полосу шириной в 150 км вдоль Черноморского побережья, остальная часть леса приходится, на горы Тавра и побережье Эгейского моря. При этом относительно высокий удельный вес площади, занятой в Турции лесами, – отнюдь не показатель развитого лесного хозяйства. Леса не отличаются высоким качеством пород. Качественный во всех отношениях лес занимает 30,6% всей площади лесов.
На западе страны произрастает валовый дуб, желуди которого содержат дубильное вещество (танин), употребляемое в кожевенном и красильном деле. Леса поставляют  и другие продукты: древесину, древесную смолу, солодковый корень, росный лодан и др.
 
Транспорт и связь
Общая протяжённость железных дорог 8607 км, автодорог 382,059 тыс. км.
По территории Турции проходит 1738 км нефтепроводов, осуществляющих транспортировку сырой нефти, 2321 км трубопроводов, перекачивающих нефтепродукты, 708 км газопроводов.
Крупнейшими портами на территории Турции являются Стамбул, Измир, Мерсин (Ичель), Искендерун, Измит (Коджаэли), Самсун, Трабзон, Хопа.
В 2001 г. на территории Турции функционировало 120 аэропортов. Общий объём пассажирских перевозок в 2001 г. составил 209,6 млн. пассажиро-км, а грузоперевозок – 721,8 там.
В 2004 г. в Турции насчитывалось 19,5 млн. телефонных линий, использовалось свыше 27 млн. мобильных телефонов. Число пользователей Интернет в 2004 г. составило 8,0 млн. чел.
 
Энергетика
В 2003 г. выработка электроэнергии в Турции составила 141,7 млрд. кВт/ час, при этом – 29% электроэнергии производилось на тепловых электростанциях, использующих каменный и бурый угли, 8% – на тепловых электростанциях, использующих нефтепродукты, 45% – на тепловых электростанциях работающих на природном газе, 28% – на гидроэлектростанциях. Незначительная доля электроэнергии вырабатывалась на электростанциях, использующих энергию солнца, ветра и биологические виды топлива. Атомной энергетики в Турции на сегодняшней день не существует.
В 90-е гг. происходило стремительное возрастание роли электростанций, которые использующих природный газ. Его основным поставщиком является РФ. Только с 1997 г. по 2003 г. удельный вес электроэнергии, вырабатываемой на электростанциях такого типа, увеличился более, чем в 2 раза – с 21% до 45. В то же время для экономики Турции все еще характерны значительные потери электроэнергии при транспортировке – в сумме около 20%.
 
Финансовая система
Осуществление с конца 1990-х гг. финансовой стабилизации ознаменовалось укреплением статуса Центрального банка Турецкой Республики (ЦБТР).
В 2001 г. был принят закон о ЦБТР, направленный на повышение его независимости.
В соответствии с законом взаимоотношения ЦБТР и исполнительной власти ограничиваются лишь обязательством первого предоставлять Совету министров дважды в год – в апреле и октябре – отчёт о проводившейся и планируемой кредитно-денежной политике. Дважды в год ЦБТР информирует о своей деятельности плановую и бюджетную комиссии парламента. ЦБТР, а также оповещает общественность о целях своей кредитно-денежной политики и средствах их достижения.
Система коммерческих банков Турции насчитывает свыше 80 банковских учреждений – как государственных, так и частных. Последняя группа включает и иностранные банки.
Банковская система Турции находится в сложном положении. Оно явилось результатом, во-первых, ослабления на протяжении 1990-х гг. структуры банковских активов и сужения клиентской базы в условиях переключения преимущественно на операции с государственными ценными бумагами; во-вторых, трудностей в перестройке банков в условиях начавшейся в 2000 г. финансовой стабилизации и снижения банковского процента; в-третьих, последнего валютно-финансового кризиса 2001 г.
Особый род трудностей переживают государственные банки, имеющие значительные специфические убытки, которые связаны с финансированием социально-экономической политики государства. В результате государству приходится предотвращать участившиеся случаи банкротств в банковской сфере, передавая соответствующие банки Фонду страхования депозитов.
В 2004 г. в преддверии начала переговоров о вступлении страны в Европейский союз было принято решение о введении новой денежной единицы. Эта мера должна была укрепить экономическую стабильность и продемонстрировать, что хроническая инфляция, превышавшая в середине 1990-х годов 120%, снижена до разумных пределов.
Номинальная стоимость лиры уменьшилась в 1 млн. раз. Новая валютная единица обменивалась на $0,7 или 0,5 евро. Курс старой лиры составлял к доллару $0,0000007. Это позволило значительно упростить расчеты в стране, где заработная плата исчислялась сотнями миллионов, если не миллиардами лир, и где имела хождение купюра с самым крупным в мире номиналом – 20 млн. лир.
В течение 2005 г. в обращении находились одновременно старые и новые деньги. Изменилось также международное обозначение новой валюты: вместо аббревиатуры TL, была введена новая – YTL.
В результате проведенных в последние годы реформ правительству Турции удалось сократить темпы инфляции до 9,8%. К 2007 г. власти рассчитывают довести ее до 4% в год.
 
Торговля
Услуги оптово-розничной торговли обеспечили в 2001 г. около 18% стоимости ВВП. В системе оптовой торговли важнейшее место принадлежит товарным биржам.
Наибольший объем сделок в 2003 г. был осуществлен на Стамбульской, Измирской и Конийской биржах. Всего в системе оптовой и розничной торговли Турции по состоянию на 1997 г. функционировало свыше 700 тыс. предприятий, на которых было занято свыше 1,8 млн. человек.
 
Внешнеэкономические связи
Внешняя торговля Турции является хронически дефицитной. Экспорт страны в 2002 г. составил 37,6 млрд. долл. США, а импорт 43,9 млрд. долл. США. В 2004 г. экспорт составлял уже 63,1 млрд. долл.
Основными экспортными статьями являются текстильные и швейные изделия, продукция черной металлургии и пищевкусовой промышленности, автотранспортные средства. Главными торговыми партнерами Турции по экспорту в 2004 г. являлись Германия, США, Италия, Великобритания, Франция.
Вместе с тем в 2004 г. импорт Турции составил 97,5 млрд. долл. Значительная его часть приходится на сырье, в том числе, топливное, инвестиционные товары и промежуточные изделия. В 2004 главными торговыми партнерами Турции по импорту в связи с высокими ценами на энергосырье стали его поставщики – Саудовская Аравия, Российская Федерация, а также Италия, Китай, Франция, США.
 
Туризм
Огромную роль в экономике Турции играет туризм. Туристов привлекают крупнейшие морские курорты Алания, Сиде, Белек, Анталья, Кемер, Каш и др.; шоппинг (покупка в Стамбуле туристами из стран СНГ кожаных изделий, золота, шелка, обуви, текстиля, одежды) , альпинизм (на Арарат к «Ноевому ковчегу»), виндсерфинг и яхтинг, дайвинг, термальные и бальнеологические курорты.
В 2001 г. страну посетило около 11 млн. туристов. Чистый доход страны от туризма (за вычетом расходов турок-туристов за рубежом) превысил 6 млрд. долл. США.
Быстрыми темпами совершенствуется связанная с туризмом инфраструктура. В этой связи мощный импульс для развития получает малый и средний бизнес, стремительно растут внутренняя торговля и рынок услуг. В 2004 г. страну посетили 6 млн. иностранных туристов, доход от которых превысил 16 млрд. дол. В последние годы Турцию ежегодно посещают свыше 15 млн. туристов, доходы от международного туризма – свыше 12 млрд. дол. К 2015 г. планируется привлечь в страну до 20 млн. иностранных туристов.
Самым популярным местом отдыха остается как для россиян, так и для туристов из других стран провинция Анталья. Россияне стоят на втором месте по числу отдыхающих там вслед за туристами из Германии.
Анталья привлекает российских туристов относительно недорогими ценами, высоким уровнем обслуживания в гостиницах, расположенных на берегу теплого Средиземного моря, прекрасными пляжами и солнечной погодой.
 
Социально-экономическая сфера
В 2003 г. численность экономически активного населения (рабочей силы) в Турции составила 23,6 млн. человек, число занятых – 21,1 млн. человек, безработных – 2,5 млн., что соответствовало уровню официальной безработицы в 10,5%. С учетом лиц, занятых неполный рабочий день или рабочую неделю, сезонных рабочих и др., образующих группу частично безработных (1,1 млн. человек), общий уровень безработицы достигал 15,3%.
Недостаточно высокий уровень образовательной и профессиональной подготовки является одним из важных факторов высокой безработицы.
В 2003 г. около 34% от общего числа занятых приходилось на сельское хозяйство, 18% – на промышленность и 48% – на сферу услуг.
Разрыв в уровне заработной платы по сравнению с развитыми странами кратно опережал разрыв в уровне производительности труда, что подтверждало сохранение за Турцией определенных конкурентных преимуществ с точки зрения стоимости рабочей силы.