Купить кокосовый уголь в Спб: уголь для очистки самогона, воды, браги и других целей работы с активированным углем.
Культура и искусство


Турецкий язык
Государственным языком Турецкой республики является турецкий. Он относится к тюркской семье языков, которая объединяет азербайджанский, башкирский, гагаузский, казахский, татарский, тувинский, туркменский, узбекский, чувашский, якутский и ряд других языков. Среди тюркских наиболее близки к турецкому языки юго-западной (огузской) группы, куда, кроме турецкого, входят азербайджанский, туркменский и гагаузский.
Современный турецкий язык сложился после образования республики на основе народного языка Анатолии, старотюркского и центрально-азиатских тюркских языков с большим количеством заимствований из французской и итальянской лексики.
Особенностью письменно-литературного османского языка была широкая ориентация на заимствования из арабского и персидского языков как слов, так и грамматических моделей. Поэтому развитие собственно турецкой народно-диалектной среды в новотюркскую эпоху было вынуждено опираться на письменную фиксацию разговорных вариантов языка в виде «тюрк-и басит» (простого турецкого языка).
В середине XIX в. в период широких государственных реформ началась работа по обновлению письменно-литературного языка и его сближению с языком народно-разговорным.
По инициативе Ататюрка арабский алфавит в 1928 г. был заменён латинским, в некоторых случаях с характерным турецким произношением. Реформа турецкого языка явилась уникальным экспериментом, видимо, не имеющим по своим масштабам аналогов в мировой практике языкового строительства. Ни в одном языке мира до той поры еще не наблюдалось столь быстрого и радикального искусственного изменения значительной части словарного фонда. Только за первые 34 года деятельности Турецкого лингвистического общества содержание собственно турецкой лексики в словарном составе турецкого языка увеличилось с 43 до 58%. Активное языковое строительство продолжается и в настоящее время, развиваясь по пути создания новой терминологии, позволяющей выражать новые понятия в условиях современной информационно-технической революции.
Подробнее...
 
Религия
Абсолютное большинство населения Турции (98%) – мусульмане. Хотя в республике религия отделена от государства, она играет важную роль во многих сферах жизни общества.
Константинопольский Патриархат существует на территории Турции с 1453 г. где имеет 6 епархий, 10 монастырей и 30 духовных школ. При этом сфера его юрисдикции включает весьма значительные церковные области: Афон, Финляндскую Автономную Церковь, полуавтономную Критскую Церковь, Епископские кафедры в Западной Европе, Америке, Азии и Австралии. Мусульмане, когда Византия оказалась под владычеством султана Мохаммеда II, проявляли большую терпимоасть к христианам, чем христиане друг к другу в эпоху Реформации и в XVII в. Согласно мусульманскому учению, христианам следовало позволить исповедовать свою веру, не вмешиваясь до тех пор, пока они подчиняются власти ислама.
Единобожие – основной догмат ислама — выражен простой формулой веры: «Нет иного бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – его пророк». Священная книга мусульман – Коран – сборник проповедей и наставлений Мухаммеда. Ислам формирует повседневные навыки поведения, быта, привычки – омовение, регулярную молитву, месячный пост.
Местом, где каждый правоверный мусульманин может вознести свои молитвы к Аллаху, являются мечети.
В мечетях полы всегда покрыты коврами. В мечеть нельзя входить в обуви. Обряд намаза совершается пять раз в день. В эти часы с минаретов доносятся протяжные призывы, напоминающие верующим о выполнении намаза. Посещение мечетей каждый день для турок-мусульман не является строго обязательным. В настоящее время в Турции, особенно в больших городах, мало кто обращает внимание на призывы к молитве. Число их обычно сокращают до двух – утреннего и вечернего.
Немусульмане не могут входить в мечеть. По традиции женщины должны быть с покрытой головой, короткие юбки и шорты надевать нельзя. В больших мечетях посетителям выдают специальные шали и юбки, чтобы прикрыть ноги и головы. Мечети открыты с 9 часов утра и до окончания ночного намаза.
Ислам содержит много предписаний – запрет на изображение людей и животных, на употребление алкогольных напитков, на азартные игры, хотя в настоящее время эти запреты практически не соблюдаются. Строго соблюдаются теперь только две заповеди» – запрет на употребление в пищу свинины и обряд обрезания, которое турки делают мальчикам в возрасте 7-12 лет.
С 1928 г. ислам не является государственной религией. В современной Турции религиозные школы тщательно контролируются министерством образования. Религиозные лидеры, такие как имамы, являются оплачиваемыми государственными служащими. Турция – единственная светская страна из 53 мусульманских стран в мире.
 
Национальные традии и праздники
1 января – Новый год, празднуется аналогично остальной Европе, с украшением улиц, учреждений, подарками, порой даже с елкой.
В середине января проходят верблюжьи бои или Сельчук, который считается центром так называемой «корриды плевков».
18 марта – праздник победы (Чанаккале). Посвящен победе турок в первой мировой войне в битве против британских кораблей. Играют оттоманские военные оркестры.
В марте и апреле проходят кинофестивали в Анкаре и Стамбуле. Как правило, на них представлены в основном турецкие фильмы, которые демонстрируются с английскими субтитрами.
23 апреля – день национального суверенитета и день детей. Детские парады, процессии, в Анкаре дети на один день занимают места депутатов Национальной ассамблеи. Центр торжеств – анкарский стадион «19 мая».
В конце апреля или начале мая проводится красивейший фестиваль тюльпанов в Стамбуле. Тюльпан считается национальным турецким цветком. Также в апреле проходит еще одни интересный традиционный фестиваль «Месир», который посвящен целебному эликсиру из местных трав.
В начале мая можно принять участие в нескольких масштабных культурных мероприятиях. Это международный музыкальный фестиваль в Анкаре, где можно послушать симфоническую, камерную музыку, а также произведения современных турецких композиторов. Фестиваль культуры и искусства в Эфесе, во время которого концерты и театральные представления проводятся прямо на древних развалинах Эфеса. Театральный фестиваль в Стамбуле.
Подробнее...
 
Мужчины и женщины
Семейные традиции в Турции – одни из самых прочных. Существует строгая семейная иерархия, в соответствии с которой мать и дети беспрекословно подчиняются отцу, младшие братья — старшему, а младшие сестры — старшей сестре и всем братьям.
В турецких деревнях преобладают так называемые «покупные» браки, когда семья жениха платит выкуп (калым) за девушку родственникам невесты. Сумма калыма зависит от красоты и добродетелей девушки, особенно ценятся скромность и послушание. Если нечем заплатить выкуп за любимую девушку, то ее нужно похитить. Это потом будут ритуальная драка с ее братьями и церемонное примирение с родней. А пока таким вот нехитрым способом можно сэкономить, не тратясь на шикарную свадьбу. И хотя все большее количество турков сегодня предпочитают праздновать вступление в брак на европейский манер, обычай никто не отменяет.
В Турции отношения между полами несут на себе отпечаток мусульманских традиций, так по закону мужчины и женщины равны, однако турчанки занимают второстепенное положение в обществе. Главная обязанность турецкой женщины – быть верной женой и заботливой матерью. Работать же она может лишь при согласии на это мужа.
В провинции до сих пор встречается такое экзотическое для европейцев явление, как полигамия (многоженство). В некоторых турецких деревнях у одного мужа может быть до шести спутниц жизни. При этом в Турции дом такой семьи делится на две половины: мужскую («селямлык») и женскую («харем»). Каждая жена имеет свою собственную комнату. В обязанности мужа входит одаривать подарками и личным вниманием в равной степени каждую супругу. Любой жене разрешается вести собственное хозяйство, что дает ей некоторую самостоятельность.
Мужчине ничего не стоит развестись с надоевшей супругой, не затратив на это ни сил, ни денег. Достаточно главе семейства трижды крикнуть надоевшей супруге «ты свободна» в присутствии двух свидетелей, и женщина, быстро уложив личные вещи (причем оставив бывшему возлюбленному все подарки, которые он ей когда-либо делал), должна удалиться из дома мужа. Сама женщина может развестись лишь, если ее муж неизлечимо болен или потерял рассудок. Да и то, эта процедура будет длительной и может не всегда увенчаться успехом. «Раздел» детей тоже осуществляется но воле мужчины.
В настоящее время в больших городах Турции дискриминация женщин не проявляется. Турчанки занимают некоторые государственные посты, а на городских пляжах можно увидеть турецких женщин в современных ярких купальниках. Можно загорать и без верхней части купальника.
 
Религиозные обряды
Чтобы войти в мечеть, нужно закрыть ноги хотя бы до колен и снять обувь. Женщины должны входить с покрытой головой. У входа можно взять косынку и длинную юбку. Во время молитв мечети лучше не посещать, чтобы не отвлекать верующих.
Большое внимание турки уделяют мусульманским обрядам, и ритуалам. Даже самого европеизированного турка эта сфера не обходит стороной. В 7—12 лет каждый мальчик проходит обряд обрезания, к которому его родители готовятся как к великому празднику. Пройдя это обряд, их сын становится полноценным членом мусульманской общины (умма).
Пять раз в день звучит призыв муэдзина к молитве (намаз). Перед молитвой верующий обязан быть чистым душой и телом, поэтому он совершает ритуальное омовение (умывает лицо, моет ноги и руки), затем он становится на колени лицом к Мекке и начинает молиться, отбивая при этом определенное количество поклонов.
Иногда перед намазом молящийся совершает ритуал омовения дважды. Это означает, что он нарушил какие-то запреты, налагаемые исламом: либо солгал, либо посмотрел на женщину с нечистыми помыслами, либо пристрастился к алкоголю. Коран запрещает также прикасаться к иноверцу или к покойнику, есть свинину, изображать человека или животное.
Турки очень любят танцы и песни. Стоит певцу взять ноту, как весь зал начинает подпевать и аккомпанировать столовыми приборами. Любимчиков осыпают цветами.
 
Средства массовой информации
В 2004 г. в Турции насчитывалось 3450 постоянных изданий, половина из них являлась еженедельными. Крупнейшие общенациональные газеты: «Хюрриет» (700 тыс. экз.), «Сабах» (500 тыс.), «Мидлиет»(500 тыс), «Заман» (300 тыс.), «Джум-хуриет» (с 70 тыс.) и др. Ежедневный тираж превышает 4 млн. экз.
«Тюркие», «Заман» и «Джумхуриет» – серьезные издания. Причем первые две – религиозно-националистические, а последняя – ориентируется на либеральную и демократическую буржуазию и интеллигенцию, поддерживает имидж наиболее правдивой. Девиз газеты «Тюркие» – «Я спокоен и уравновешен, потому что читаю «Тюркие».
Наиболее популярные журналы – Эконоимст, Актюэль, ПС Нет, Космополитен Тюркие, Элле. Ежегодный оборот печатных изданий, включая выручку от продажи и доходы от рекламы, составляет 600 млн. долл. Наиболее мощные медиа-холдинги, действующие на рынке СМИ Турции, – Доган и Сабах.
В Турции работают 22 общенациональных канала и 250 местных, принадлежащих частным лицам. Все они вещают по 18–20 часов в сутки.
Государственной телерадиокорпорации Турции (ТРТ), созданной еще в 1964 г принадлежит ведущее место на телерадиовещательном рынке. ТРТ имеет особой статус телерадиовещательной структуры, защищающей интересы турецкого общества. Ныне в структуру ТРТ входят 7 радиовещательных каналов и 4 национальные радиостанции.
Наиболее популярны телеканалы АТВ (принадлежит холдингу Сабах), Д (принадлежит холдингу Доган), Шоу ТВ, Стар ТВ, НТВ.
Если вы включили телевизор и попали на выступление религиозного деятеля, чтение Корана или беседу о морали и нравственности, то, скорее всего, вас приветствует канал ТГРТ, принадлежащий газете «Тюркие». На нем практически постоянно транслируются передачи подобного характера, а фильмы или концерты, которые изредка встречаются в программе канала, проходят тщательный отбор на соответствие требованиям исламской этики и эстетики.
На частных каналах «Мель тем ТВ», «Флаш ТВ», «Шоу ТВ» зрителям предлагается развлекательная продукция.
 
Музеи
В начале 1990-х годов в Турции функционировал 131 музей. Ежегодно музеи посещают около 10 млн. человек. В музейных коллекциях содержаться 2,2 млн. единиц хранения: археологические находки, предметы материальной культуры, монеты, иконописные таблички, образцы искусства каллиграфов, архивные документы, рукописи. Коллекции музеев пополняются в среднем на 50 тыс. экспонатов ежегодно.
Кроме того, под охраной государства находится 13,6 тыс. недвижимых объектов культуры: военные сооружения, ритуальные и административные здания, архитектурные ансамбли, памятники природы и др.
 
Архитектура
На территории Турции сохранились десятки тысяч архитектурных памятников, свидетельствующих об уровне развития культуры, науки и искусства многочисленных народов населявших эту территорию на протяжении 10 последних тысячелетий.
До наших дней дошли многочисленные памятники (целиком или частично) времен правления хеттов, Древней Греции, Византии, арабов сельджуков. Бесконечные войны порой дотла разрушали целые города, на их месте возводили новые с учетом лучшего опыта предшественников. Все это способствовало необычайному развитию зодчества в Турции.
На территории Турции сохранились многочисленные памятники первобытного искусства и искусств древневосточных деспотий. Малая Азия была важной областью художественной культуры Древней Греции, государств эпохи эллинизма, Византии.
В конце XII–XIII вв. из камня строились города, окруженные мощными крепостными стенами, с цитаделью в центре и кварталами, часто изолированными друг от друга. Для культовой архитектуры характерны ясная гармония стереометрически чётких форм, распространение композиций с открытым двором или с центральным залом, перекрытым куполом, широкое применение 3-угольных парусов в перекрытиях.
Из гражданских построек (включавших элементы оборонного зодчества) особенно хорошо известны караван-сараи и бани. В декоративной отделке ведущую роль играли рельефы с геометрической плетёнкой, стилизованными растительными (иногда фигурными) мотивами и надписями, облицовочные плитки тёмно-синих и зелёных тонов, нередко составляющие целые орнаментальные мозаики. Работая над декором, мастера обычно оставляли часть стены гладкой, что придавало узорочью особую пластичность. В этот период существовали также резьба по дереву (строгие геометрические орнаменты) и книжная миниатюра, искусство ковроделия, ткачества, художественной обработки металла.
Подробнее...
 
Живопись
В XV–XVI вв. зарождается турецкая станковая живопись (Синан-бей). На XVI в. приходится расцвет турецкой миниатюры, когда она отличается ясной повествовательностью образов, угловатостью контуров и грубоватой звучностью колорита, построенного на контрастных сопоставлениях чистых цветов.
Среди важнейших областей турецкого декоративно-прикладного искусства XV XIX вв. – керамика, с преобладающей кораллово-красной окраской и стилизованными изображениями букетов; изготовление шёлковых и парчовых тканей (чаще всего с глубоким красным фоном, оттеняющим золотые и серебряные узоры); ковроделие (для которого характерны медальонные и звездчатые композиции); изготовление металлической утвари и оружия.
В XIX в. турецкие художники впервые стали выезжать для учёбы в европейские страны, преимущественно Германию и Францию. Это привело к противостоянию между мастерами, имитирующими иностранное салонное искусство, и живописцами, стремившимися сочетать новоевропейские реалистические и турецкие средневековые художественные принципы. Х. А. Лифиж, воспроизводивший патриархальный быт старых турецких городов, возглавил в начале XX в. течение турецкого импрессионизма.
Изобразительное искусство развивается в основном в рамках концепции «Современного турецкого искусства», в основе которой лежит синтез культурных ценностей Востока и Запада, прошлого и настоящего. Наибольшего расцвета достигло абстрактное искусство современных турецких художников — таких, как Аднан Чокер, Лютфю Гюнай, Шемси Арель.
 
Скульптура
Скульптура дореспубликанского периода была представлена схематическими изображениями или стилизованными барельефами.
Прогресс замечен в 30-е годы с момента создания памятника Мустафе Кемалю Ататюрху (Стамбул) и монументов в честь победы в национально-освободительной войне. (Анкара, Стамбул и др.)
В 80- е годы ведущими скульпторами были Али Теоман, Герменер, Семахат Асинер и т.д. Большая часть из них работает в стиле абстракций.