Дополнительно

Фотографии
Отели

Османская (Оттоманская) империя
Эта империя была создана тюркскими племенами в Анатолии и существовала с эпохи заката Византийской империи в XIV в. вплоть до образования Турецкой республики в 1922 г. Ее название происходило от имени султана Османа I, основателя династии Османов. Влияние Османской империи в регионе начало постепенно утрачиваться с XVII в., окончательно она распалась после поражения в Первой мировой войне.
Современная Турецкая республика ведет свое начало от одного из бейликов гази. Что заставило снятся с кочевий в туркменских степях и пойти на запад туркменов племени кайлы под началом Эртогрула? Известно только, что Эртогрул со своими людьми оказался в малой Азии и получил от сельджукского султана Ала ад-Дина Кай-Кубада I (1219-1236 гг.) в качестве удела (удж) землю.
Эртогрул, как гласит восточное предание, видел во сне пророка. Он как будто бы сказал Эртогрулу: «Так как ты читаешь и соблюдаешь с благоговением вечные истины Корана, то потомки твои будут возвеличены из поколения в поколение». Со смертью Эртогрула султан Ала ад-Дин Кай-Кубад III утвердил за его сыном Османом (1258-1324 гг.) лен и княжеское звание, пожаловав ему знаки достоинства: саблю, знамя, барабан и бунчук. По имени Османа стало называться княжество (бейлик), ставшее в 1299 г. независимым, а Осман именуется уже султаном.
Сын же Османа Орхан (1324-1360 гг.) чеканил собственные деньги. С 12 лет он участвовал в военных походах отца, а после смерти Османа продолжил борьбу против присутствия Византии в Малой Азии. Орхан завоевал всю северо-западную часть Малой Азии до Мраморного и Черного морей и земли, прилегающие к восточному побережью пролива Дарданеллы.
Учтя опыт войны, Орхан укрепляет военную мощь османов. Создает пехотные (яя) и конные (мюсселем) подразделения. Их бойцы во время войны получали жалование, а в мирные дни кормились от земли, за которую не платили налогов. До Орхана войско, сражавшееся с неверными, не имело определенной формы. Орхан предписал носить белые колпаки.
Войны Орхана сопровождались насаждением ислама на новых землях, насилиями над христианским населением. В известном Никейском соборе султан повелел разрушить престолы, трапезную, сжечь иконы, стереть со стен изречения Нового Завета и вместо евангельских истин запечатлеть основную мысль ислама: «Нет Бога кроме Аллаха, а Магомет – пророк Его». В Никее Орхан создал первое духовное училище (медресе), где юношей христиан насильно обращали в ислам. По взятии Никеи Орхан раздал своим начальникам окрестные поместья.
В течение XIV–XVI вв. Османские султаны подчинили себе множество стран и народов. Изначальный осанский бейлик превратился в обширную империю, названную Османской. В Европе турки завоевали весь Балканский полуостров, часть придунайских владений и побережье Черного моря, превратившегося во внутреннее море Османской империи. В Азии они помимо Анатолии – центра их государства – владели арабскими странами (Сирией, Палестиной, Ираком, Хиджазом, Йеменом), частью Армении и Курдистаном. Турки вторглись в Иран и на Кавказ. В Африке им принадлежали Египет, Тунис, побережье Красного моря.
Утверждение феодальных порядков в османском обществе не могло пройти безболезненно и стало причиной острого социально-классового конфликта в стране.
Его основой стал протест земледельцев и скотоводов, превращавшихся в феодально-зависимое население – реайю. Особенно остро ощущалось недовольство в массе тюркских кочевников, которые составляли ударную силу на начальном этапе османских завоеваний на Балканах и одновременно являлись средой распространения шиитских – еретических, с точки зрения правителей страны, – религиозных идей. Поскольку их роль в военных экспедициях постепенно уменьшалась, султанские власти все более настойчиво стремились ограничить их свободу и низвести до уровня обычного податного населения.
Обострение классовых противоречий дополнялось и осложнялось конфликтом в самом господствующем классе. Представители племенной верхушки, располагавшие значительной властью в османских пограничных владениях на Балканах, открыто демонстрировали свои оппозиционные настроения, поскольку их самостоятельность и влияние при султанском дворе быстро уменьшались из-за осуществления курса на создание сильного централизованного государства. Соединение антифеодального протеста крестьянства с борьбой внутри высших слоев османского общества создало обстановку острого социально-политического кризиса. Отчасти он нашел свое выражение в междоусобной войне за османский престол, но высшей точки достиг в ходе восстания 1416 г. под руководством выдающегося мыслителя и общественно-политического деятеля средневекового мусульманского Востока шейха Бедреддина Симави (1358–1416 гг.).
Социальная программа восставших выражалась лозунгом всеобщего равенства. Однако, момент для начала активных действий оказался выбран неудачно. Восстание было подавлено, а шейх Бедреддин Симави был выдан предателями султану и казнен в декабре 1416 г.
Предпринимавшиеся султанской властью меры по распространению тимарной системы и укреплению централизованного аппарата управления позволили преодолеть острый социально-политический кризис в османском обществе и обрести силы для достижения главной цели «священной» войны – взятия Константинополя.
Турки тщательно готовились к походу, обратив особое внимание на создание тяжелой осадной артиллерии и большого флота, что должно было решить судьбу византийской столицы. Весной 1453 г. султан Мехмед II сосредоточил против Константинополя свои отборные войска общей численностью до 100 тыс. человек. Защитников города было чуть ли не в десять раз меньше. Среди осажденных находилось около 4 тыс. итальянцев, специально прибывших на помощь городу. Несмотря на явное превосходство, туркам пришлось осаждать город в течение пятидесяти дней.
Падение Константинополя было ускорено предательством. При помощи венецианцев и генуэзцев, живших в пригороде столицы - Галате, осаждающие сумели волоком перетащить свои легкие суда из Мраморного моря в бухту Золотой Рог, отделяющую Константинополь от Галаты. Городские укрепления со стороны бухты были наиболее ветхими, что и использовали турки. Захватив гавань, они навели плавучий мост через верхнюю часть Золотого Рога и получили возможность действовать и с этой стороны, отвлекая силы обороняющихся от направления основного удара.
29 мая 1453 г. столица Византии пала. Император был убит. Мехмед II переименовал город в Стамбул и перенес сюда свою резиденцию.
Взятие Константинополя укрепило могущество Османского государства и ухудшило положение балканских народов. Были ликвидированы все остатки византийских владений. Затем наступила очередь Сербии, Морей, Боснии, Албании. Правители Молдавии и Валахии также были вынуждены пойти на существенные уступки Мехмеду II, в частности на уплату большой ежегодной дани, чтобы сохранить государственную и территориальную целостность своих стран.
Окончательно утвердившись на Балканах, Мехмед II приступил к новым завоеваниям в Малой Азии и к вытеснению генуэзцев и венецианцев из Черного моря.
Вместе с тем, Мехмед II развернул военные действия против Венеции и Генуи, пытавшихся отстоять свое господствующее положение в бассейне Черного моря и в восточной части Средиземноморья.
После упорной борьбы на суше и на море в 60-70-х годах Венецианская республика все же не смогла удержать острова Архипелага в Эгейском море, сохранив за собой лишь остров Крит и Ионические острова. Генуя также потерпела ряд поражений, потеряла острова Хиос и Лесбос. Однако наиболее чувствительным ударом для Генуи было завоевание османскими войсками ее колоний в Крыму (1475 г.), главной из которых был г. Кафа (Феодосия).
Значительные военные успехи турок и установление их полной гегемонии в Малой Азии и на Балканах позволили Мехмеду II в широких масштабах проводить мероприятия, направленные на дальнейшее развитие тимарной системы и расширение сферы султанской власти.
Опасность усиления сепаратистских тенденций среди феодалов и потребность в постоянном увеличении доходов для содержания армии вынудили Мехмеда II предпринять ряд мер, направленных против собственников мюльков и создателей «неистинных» вакфов.
Указы Мехмеда II нанесли удар по остаткам феодальной аристократии из малоазийских бейликов, ликвидировав материальную базу их былой самостоятельности. Вместе с тем он попытался ослабить формирующуюся внутри самой империи феодальную верхушку, которую уже не удовлетворяли ограниченные условия служебного землевладения.
Важнейшим итогом турецкой истории XIV-XV вв. можно считать появление новой могущественной державы – Османской империи. Возникшая держава выступала, прежде всего, как политическая общность, единство которой поддерживалось главным образом благодаря военной силе, активной деятельности административного аппарата, состоящего преимущественно из «государевых рабов», и широкому использованию на государственной службе мусульманского духовенства.
Османским правителям удалось создать внутри господствующего класса определенный баланс сил, который был необходимым условием эффективной работы государственного механизма.
Усилия османской правящей верхушки, направленные на создание мощной армии, позволили осуществить широкие экспансионистские планы в Европе и Азии. Возникшая во второй половине XV в. новая империя оказалась в состоянии не только бороться за роль ведущей державы на мусульманском Востоке, но и бросить вызов христианскому Западу.
 
« Пред.   След. »